В этом уверяет наших читателей генеральный директор аэропорта «Внуково» Василий Егорович Александров. И у нас нет никаких оснований ему не верить

Василий Егорович, еще лет пять назад считалось, что «Вну-ково» умирает. А вы подняли его, и теперь перспектива стать аэропортом №1 в московском аэроузле у «Внуково» совершенно реальная. Как так вышло? Откуда этот ренес-санс?

Я думаю, все просто. Есть такое понятие: эффективный собственник. У нас такой собственник появился в лице Правительства Москвы. Москва, как известно, не только столица нашей Родины, но и, если можно так выразиться,
крупный бизнесмен, стремящийся содержать собственность в надлежащем виде. Приобретя контрольный пакет акций «Внуково» — заслуженного аэропорта, достойного звания столичного (тем более, что он — единственный из всех — находится непосредственно в городской черте), Москва внесла живую струю в динамику его развития. С этого времени жизнь аэропорта пошла не по пути латания дыр, а подчинилась цельной концепции развития.

Можно ли сделать вывод, что финансирование идет из городского бюджета?
Ничего подобного. Москва не может финансировать те объекты, что не принадлежат ей полностью. Мы — акционерное общество, и столичное правительство владеет в нем 60,8% акций. Есть договоренность со вторым нашим крупным инвестором об увеличении этого пакета. В сущности, нам повезло не только с передачей контрольного пакета из федерального управления в Москву, а еще и с тем, что у нас есть второй крупный акционер — «Внуково-Инвест». Эта компания договорилась с Правительством Москвы о совместном осуществлении принятой концепции развития «Внуково», потому что реализация ее стоит немалых денег. Таким образом соединились три важнейшие составляющие успеха: программа действий, необходимые ресурсы и воля к реализации задуманного. Счастливое совпадение предопределило бурное развитие аэропорта «Внуково», возрождение его славных традиций.
Второй момент — удобное географическое расположение. Безусловная, внеконкурентная близость аэропорта «Внуково» к центру Москвы. Но и эта позиция стала залогом успеха благодаря усилиям столичного правительства, которое «пробивало» дороги, вело переговоры с РЖД, заключило соглашения о строительстве скоростной железнодорожной ветки. Это же не простая электричка, а скоростной экспресс, что будет ходить по туннелю под полосой и останавливаться непосредственно под терминалом. И любой пассажир сможет, поднявшись на эскалаторе, оказаться в новом, красивом аэровокзальном комплексе. Такой комплекс у нас уже есть, но мы считаем его промежуточным шагом на пути к нашему общему успеху…

А что будет «в конце туннеля»? Как будет выглядеть аэропорт «Внуково» после окончания реконструкции?

Буквально после беседы с вами я встречусь с представителями немецкой компании Obermayer Planning, которая занимается подготовкой проекта нового аэровокзального комплекса. Это уникальный проект, я до сих пор не видел ничего подобного. У нас будет самый красивый вокзал не только в России, но и в Европе. Проект будет готов уже в августе, и до конца года мы планируем начать строительство. Дело за малым — начать.

А потом — закончить…

Первый этап строительства мы рассчитываем завершить в 2007 г., поскольку предполагаем, что оно может разделиться на две фазы. Аэропорт ведь большой! Вот на схеме (Василий Егорович показывает на большой план «Внуково») видно, что мы должны построить. Телетрапы по всему периметру (так называемая «капля»), посадочная галерея длиной 500 метров, симметрично подходящие дороги, двухэтажная автомобильная эстакада, почтово-грузовой терминал. Да и сам перрон будет переделан, как и взлетно-посадочные полосы. Вообще речь идет о техническом переоснащении всего аэродрома в целом. Параллельно начнется стройка и во «Внуково-2».

Кстати, что касается «Внуково-2». Он откроется когда-нибудь для широкой публи-ки или так и останется правительственным, закрытым, секретным?..

Во-первых, это вопрос не моей компетенции. А во-вторых, я думаю, что по мере развития демократических процессов в нашей стране это вполне возможно. Тем более, что полеты из «Внуково-2» осуществляются нечасто, а собственность нужно использовать эффективно.

А вы видите во «Внуково-2» потенциал развития сектора бизнес-авиации, VIP-пе-ревозок?

Да, именно это я и имел в виду. Хотя у нас есть «Внуково-3» — и это тоже совершенно отдельная тема. Но очень важно, что есть полное понимание со стороны Правительства Москвы, которое выделяет земли для расширения «Внуково-3». Сделано уже многое, особенно если вспомнить, что начинали мы с небольшого скромного терминала. В прошлом году была построена хорошая, качественная стоянка на десять самолетов, сейчас начинается строительство дополнительной стоянки, запланировано расширение перрона — именно для бизнес-авиации, потому что спрос в этом секторе опережает предложение. Будет создан технический центр, что очень важно. Ситуация весьма благоприятна: повышается платежеспособный спрос на авиационные перевозки. Я считаю, что по мере роста спроса и числа людей, которые могут позволить себе летать на самолетах бизнес-авиации, потребность в аэродромных «оазисах», подобных «Внуково-3», будет расти.

Насколько важным вы представляете себе развитие «Внуково-3»? Вы считаете, что он должен развиваться сам, или все-таки в него будут вкладываться деньги из тех грантов, что предоставлены вам Правительством Москвы?

Начнем с того, что АБТ — не собственность аэропорта «Внуково». Но вместе с тем он не может развиваться отдельно — все, что находится на аэродроме, взаимосвязано. К тому же очень важен вопрос обеспечения безопасности как в воздухе, так и на земле. Ведь люди, пользующиеся услугами бизнес-авиации, имеют особый менталитет и, естественно, предъявляют более высокие требования.

Пассажиры бизнес-джетов хотят, чтобы все было быстро, удобно…

Да, они не желают стоять в очередях, преодолевать преграды, которые возникают перед рядовыми пассажирами и которые всем нам известны. Мы просто должны перестроиться и понять: так и должно быть…

И все-таки вы как генеральный директор аэропорта, большого внуковского хо-зяйства — как вы себе представляете дальнейшее развитие АБТ? Каким вы видите его будущее?

Я думаю, что это должен быть небольшой, но очень красивый и гармоничный аэровокзальный комплекс, соединенный с городскими коммуникациями, оснащенный VIP-залами, где можно накоротке провести совещание или деловую встречу. Уверен, что в ангарах должно быть не менее десятка мест для хранения самолетов, особенно в зимнее время. Очень важно, чтобы самолет бизнес-класса мог быть быстро и качественно подготовлен к полету, по первому требованию вырулить и отправиться в рейс. А для этого необходимы специалисты по технической диагностике, полный набор контрольной аппаратуры и мобильная группа высокопрофессиональных инженеров, которые могли бы устранить ту или иную неисправность. В дальнейшей перспективе понадобится небольшой склад запчастей для самолетов наиболее используемых типов, чтобы избавить экипажи от необходимости возить с собой техническую аптечку.
А если заглянуть еще дальше в будущее, то должны быть и тренажеры… Я говорю это как бывший летчик, начальник испытательного центра. Нет ни малейших сомнений в том, что по мере развития в нашей стране сектора частной и корпоративной авиации владельцы будут регистрировать свои самолеты здесь, в России, и здесь же будут платить налоги. А раз так, то нужны будут экипажи — наши экипажи. Я вас уверяю: российские пилоты ничем не хуже западных, это было доказано много раз.

Никто не сомневается, что они — профи…

Отечественная летная школа — если, может быть, и не первая, то одна из лучших в мире. Следовательно — российские экипажи появятся в бизнес-авиации неизбежно. Соответственно, должна быть база для их подготовки. И чтобы не жечь керосин, переводя его в шум и выхлопные газы, необходимо уменьшить количество контрольных и вывозных полетов, а летчиков тренировать на современных тренажерах. И эти комплексы обязательно появятся — по мере того как наконец-то станут экономически выгодными. Крупные бизнесмены умеют считать деньги, и не станут отправлять летчиков за тридевять земель, если можно будет «откатать» те же три часа на точно таком же тренажере во «Внуково».

Тогда получается, что этим должны заниматься наши брокерские компании. Организаторы полетов.

Конечно! Ведь если фирма имеет только два самолета, ей дешевле отправить экипаж за границу, но по мере роста числа собственников и, так сказать, физической суммы их самолетов, появится экономическая целесообразность создания центра по подготовке летного состава. А практическая необходимость в этом будет всегда, ибо такова специфика летной работы. Чтобы безопасно летать, пилоты должны периодически — например, раз в квартал — проходить комплексный тренаж. Летчик должен быть готов к действиям в нестандартной ситуации в условиях острого дефицита времени, и действовать он должен не задумываясь! Так что — каким бы замечательным не был самолет, в конечном итоге, как на земле, так и в воздухе, все определяет личностный фактор. И я уверен, что именно в тех аэропортах, где собираются и наиболее интенсивно летают самолеты бизнес-авиации, со временем обязательно появятся тренажерные центры.

То есть мы можем рассчитывать на то, что во «Внуково-3» будет со временем создан свой учебный комплекс?

Думаю, да. Но это — следующий этап. А первый этап — создание специализи-рованного технического центра, строительство и оборудование ангаров. Ведь до сих пор подобных специализированных комплексов нигде не было, как не было и отдельных стоянок, целенаправленно построенных для бизнес-авиации, — их в лучшем случае приспосабливали. А у нас что-то из этого уже есть, а что-то появится в ближайшее время.
Кроме того, есть еще один аспект, на мой взгляд очень важный для бизнес-авиации. Дело в том, что каждый самолет имеет подчас довольно серьезные ограничения по боковой составляющей ветра, и это заметно при эксплуатации легких и средних самолетов бизнес-класса. Аэропорт «Внуково» позволяет решать подобную проблему, потому что у нас пересекающиеся взлетно-посадочные полосы, что выгодно отличает «Внуково» от других аэропортов, где полосы параллельны. Я не скажу, что это некое абсолютное, решающее преимущество, но если оно есть, то и его нужно качественно усилить. Поэтому в рамках реконструкции наш аэродром будет технически переоснащен — мы установим новое радио-техническое и светотехническое оборудование, соответствующее самым высоким мировым стандартам.
В общем, как говорят немцы, und so weiter (и так далее — прим. ред.). Пойдем по шагам. Ведь идея создания во «Внуково» центра бизнес-авиации не родилась в чьей-то разгоряченной голове, а стала результатом разработки концепции, проведения расчетов, анализа. Есть спрос — значит, будет и предложение. Коль скоро мы уже не можем вполне обеспечить его на прежнем уровне своей деятельности, значит, нужно расширяться! И это очень хорошо!

Спасибо. И последний вопрос, если позволите. Что все-таки будет с Ту-104, кото-рый стоял на вокзальной площади?

Все будет хорошо. Я сам летчик, всю жизнь в авиации, и для меня это — свято. Поэтому я утверждаю: наш Ту-104 будет стоять на пьедестале, по предварительным планам — на развязке с Киевским шоссе. А сейчас самолет проходит восстановительный ремонт, ведь он десятки лет простоял под открытым небом. Все будет хорошо. Я вам обещаю.
Читайте также:  Обзор большого рынка деловой авиации маленькой Швейцарии