Принято считать, что комбайн — это такой агрегат, который может делать все, но плохо. Как отрадно знать, что суровое правило знает красивые исключения!

Заглавие этой статьи, уважаемый читатель, не перепутано редакцией и материал размещен правильно — в ряду публикаций на авиационную тему. Просто, подыскивая подходящую образную аналогию самолету Pilatus PC-12, автор вспомнил мечту советского пионера — швейцарский складной ножик с красной пластиковой рукояткой, в недрах которой скрывалась уйма полезных инструментов на все случаи жизни. Детство прошло, швейцарский нож перестал быть дефицитом заграндоставки, любимые игрушки стали больше и дороже. Но швейцарцы не разучились делать хорошие вещи, которые строить и жить помогают, и даже самолеты деловой авиации в их исполнении оказываются способными на все. Ладно, не на все. Но на многое.

Сила привычки
Когда в 1987 г. инженеры Pilatus Aircraft, вооружившись карандашами, стали делать первые наброски перспективного транспортно-пассажирского самолета, они не слишком ломали головы над вопросом о числе двигателей — один, и точка. Дело в том, что фирма всю сознательную жизнь занималась однодвигательными винтовыми самолетами, и мощности конструкторского бюро были минимально-достаточны именно для такой работы. Создание же двухмоторной машины неизбежно влечет за собой такую лавину специфических проблем, что небольшими силами разрешить их нельзя, а к стахановской штурмовщине народ в Швейцарии как-то не привык, история не приучила. Тем более что в 1967 г. фирма уже пыталась создать самолет PC-8 Twin Porter — двухмоторный вариант знаменитого «Портера». Обожглись, извинились перед инвесторами и решили вопрос окончательно — ныне и присно всем Pilatus однодвигательными быти. Ну и ладно.
Размеры и массу самолета рассчитывали под силовую установку. В распоряжении конструкторов был газотурбинный двигатель РТ6А-67В фирмы Pratt & Whitney Canada максимальной мощностью 1200 л.с. — практически тот же, что устанавливали на УТС РС-9. Выдающиеся пилотажные характеристики пассажирской машине вроде как ни к чему, а потому на двигатель повесили приличную массу — до 4,5 т, и чтобы эти тонны летали сколь-нибудь далеко и относительно быстро, им придали весьма совершенную форму. Добавьте сюда традиционно высочайшее качество изготовления и тщательную проработку каждой мелочи, уникальную надежность двигателя и всей конструкции машины, и вы получите типичное порождение консервативной мысли швейцарских инженеров — PC-12, простой, неприхотливый и практичный самолет. Простой, да не совсем.

Свой «харлей» вожу с собой
Несмотря на достаточную «прилизанность», фюзеляж получился довольно просторным изнутри, но этим в бизнес-авиации не удивишь — бывают самолеты и потолще (правда, подороже и классом повыше). А вот что уж действительно необычно в РС-12, так это двери. В дополнение к обычной двери-трапу самолет оснащен просторной грузовой дверью размером 1,35х1,32 м. Именно эта дверь, столь необычная для самолетов деловой авиации, и превращает РС-12 в универсальную машину, в равной мере пригодную для бизнес-полетов и перевозки габаритных грузов. Истории, конечно, известны грузовые модификации самых разных пассажирских самолетов, в том числе и административно-делового класса. Но чтобы вот так, стандартно… Только РС-12!
Вы спросите, зачем это нужно? Во-первых, для оперативности: в одну дверь быстро заходят пассажиры, в другую быстро грузят багаж. А во-вторых, полеты и пассажиры бывают разные. Известна история человека, мотавшегося по Европе с собственным мотоциклом — такая вот была у него причуда. В РС-12 он заезжал своим ходом. Что особенно впечатляет, если учесть два обстоятельства: самолет сам по себе невелик, но на удивление вместителен, а кроме того, он еще и герметизирован для полетов на большой высоте. А что значит герметизировать лишнюю дверь? Это и силовые окантовки, и дополнительные фиксаторы, и уплотнительные воздушные шланги, и магистраль подачи воздуха, и датчики системы сигнализации. Но таков РС-12, и нельзя не позавидовать прозорливости его создателей: грузовая дверь оказалась не архитектурным излишеством, а воротами к успеху.
Едва появившись, РС-12 снискал репутацию этакого работяги в смокинге. В самом деле: интерьер самолета вполне соответствует взыскательному вкусу современного делового человека, в 6–8-местном VIP-варианте есть даже туалет (невиданное дело для самолетов данного класса и очень нелишняя штука при полетах на большую дальность), а если снять часть кресел и установить предохранительную перегородку, РС-12 превращается в VIP-грузовик. Рояль в такой багажник, конечно, не влезет, но струнный квартет или духовая капелла — вполне. Кстати, именно удобство погрузки в самолет чего-нибудь громоздкого предопределило выбор в пользу Т?образного хвостового оперения — чтобы стабилизатор не мешал.

Из жизни пенсионеров
Очередной летный день на авиабазе швейцарских ВВС не предвещал ничего необычного. Однако вскоре из-за ближайшей горы проворно вынырнул РС-12 и принялся моститься на полосу курсом, обратным рабочему, то есть как бы «против шерсти». Появление «частника» на военном аэродроме само по себе означало только то, что ему по какой-то причине очень нужно приземлиться хоть где-нибудь, но можно же было зайти по-людски! Тем не менее Pilatus успешно приземлился и зарулил на указанную стоянку. Из самолета вышла его пилотесса, она же и владелец — обычная швейцарская бабушка восьмидесяти двух(!) лет от роду. Оказалось, что бабуля привыкла летать над родными горами, которые знала как свои пять пальцев, исключительно визуально, а все эти современные штучки вроде приемника GPS по обыкновению игнорировала — не к лицу пожилой даме следовать капризам молодежной моды. И все бы хорошо, да вот поди ты — заблудилась! Бывает. Спасибо военным летчикам — приняли, сыночки, на свой аэродром, даже ругать сильно не стали. В Европе с подобными нарушителями обходятся либерально, так что крылатой пенсионерке не сулит быть отлученной от неба. Просто придется сдать зачет по аэронавигации и пользованию GPS, и летайте, бабушка, хоть до ста лет, дай вам Бог здоровья.
Вы можете представить себе что-то подобное у нас в России? Я тоже не могу. Но поскольку из приведенного эпизода мы можем сделать сразу несколько важных выводов, начнем с главного: на РС-12 полетит и старушка, ровесница революции, потому что этот самолет справедливо относят к категории «пилотских».
Как летает РС-12? Хорошо, красиво и без сюрпризов, как швейцарские часы. Машина сертифицирована для управления одним пилотом, и нельзя сказать, что он разрывается: высокая степень автоматизации делает работу летчика очень простой (насколько это вообще может быть просто). Уже подготовка к полету выгодно отличается предельно малым числом действий, что очень здорово с точки зрения оперативности. Буквально — садись и лети. Это заметно по сборнику чек-листов, который на вид много тоньше, чем для реактивных самолетов, даже легких. Сам полет тоже необременителен: современный автопилот берет большую часть задач на себя, как в магистральном лайнере, даже уход на второй круг при посадке можно выполнять автоматически. Кабина очень удобна, прекрасно оснащена, но не перегружена, и потому хорошо принимает все действия пилота. А еще в ней отменный обзор и очень неплохая вентиляция.
Вместительный, но изящный, РС-12 наделен отличными планерными качествами: при неработающем двигателе он может планировать 20 км с каждого километра высоты. (То есть никак не Ан-2, который при отказе снижается, словно контуженный в полете майский жук.) Но это специально для скептиков, потому как вообще-то летучесть хороша в любом случае, а если она совмещена с мощным высотным двигателем, становится понятно, почему Pilatus снуют над Альпами, как маршрутки по улицам Москвы — буднично и просто. РС-12 принадлежит к числу немногих самолетов с такой высотностью и дальностью, удобных для эксплуатации на маленьких аэродромах «клубного» формата, а еще он исключительно неприхотлив в обслуживании. Двигатель РТ6А специально создавался для самых жестких условий работы, а конструкция самолета проработана во всех подробностях, что даже как-то выделяет РС-12 из числа конкурентов.
Не секрет, что в вечной борьбе с земным притяжением авиаконструкторы нет-нет да и переоблегчат что-то, потому почти каждый бизнес-джет требует особого присмотра за какой-нибудь железкой. На РС-12 все сделано так, что и захочешь — не сломаешь. Примеров масса: это и двери, которые почему-то никогда не примерзают, и оборудование салона, в котором ни одна мелочь не отвалится, и шасси, выдерживающее жесткие «любительские» посадки без последствий для здоровья, и многое другое. Умеют в Pilatus Aircraft делать вещи! Следует особо отметить, что швейцарцы используют очень качественный металл.
Но если тщательная проработка всех мелочей конструкции — так сказать, дело чести инженера, то свойственный РС-12 большой рабочий диапазон центровок — следствие изначально правильного подхода к проектированию. Чтобы стало понятнее, поясним: на РС-12 удачно размещено крыло, во многом именно поэтому самолет может летать с сильно загруженным хвостом, не рискуя сорваться в штопор, а гульба пассажиров по салону не меняет параметров устойчивости. Резюмируя, можно сказать только одно: РС-12 очень практичный самолет. Он практичен во всем, от конструкции до летных характеристик, и это стало его судьбой.

Третьим будешь?
Высотный (до 9150 м) и весьма скоростной (до 500 км/ч крейсерской скорости), сочетающий лучшие качества электронного хайтека и классики цельнометаллического самолетостроения, точный, как инструмент хирурга, и крепкий, как напильник, РС-12 привлекает многих. Более 70% продаж приходится, естественно, на США, где Pilatus используют частные владельцы, а также многочисленные коммерческие и даже силовые структуры. В Европе РС-12 популярны у тех, кому приходится часто летать через горы: мощный самолет быстро выходит на эшелон. Но главное в Pilatus — его экономичность, выраженная в почти идеальном соотношении стоимости и эффективности. Во всяком случае, так заявляет фирма-производитель, и приходится признать, что подобное заявление трудно оспорить. Однодвигательный самолет в любом случае экономичнее двухдвигательного той же вместимости, а РС-12, кроме того, еще и удобен с точки зрения дальности (до 4000 км), вместимости и высотности — не убавить, не прибавить, золотое сечение. Так что в США и Европе РС-12 нашли благодарную аудиторию покупателей. А каково ему было бы в России?
Ответ на этот вопрос неоднозначен, как и все у нас. Российский сертификат типа РС-12 получил в сентябре 2004 г., и, по данным Jet, уже двое наших соотечественников приобрели такие машины. Казалось бы, в огромной России работы для Pilatus — непочатый край, особенно с учетом их надежности, дальнобойности и пригодности для инструментальных (приборных) полетов, что в разы облегчает жизнь пилоту и пассажирам в сравнении, например, с тем же Ан-2. Но что-то не заслоняют пока российского солнца стаи швейцарских аэропланов. Почему?
Во-первых, несмотря на экономичность, РС-12 все же не дешевый самолет, на сегодняшний день цена его в базовом варианте составляет порядка $3 млн., а отечественный рынок охотнее воспринял бы такую машину где-то за $2 миллиона. К слову сказать, раньше Pilatus примерно так и стоил ($2,4 млн.), но ненасытный и богатый рынок США взвинтил цены, и теперь от них поеживаются даже небедные европейцы. В общем, цена практичного самолета тоже должна быть практичной, а в свете современных тенденций цена практичности в российском и американском понимании существенно различается.
Вторая причина — неразвитость российского сектора авиации общего назначения, чахлость аэродромной сети и слабость инфраструктуры поддержания летной годности. Для полетов в Европу из западных регионов России РС-12 вполне подходит, но такие же полеты из Москвы уже утомительны по продолжительности, хотя и возможны. В общем, мы имеем дело с типичным региональным самолетом, а жизнь малой авиации в российских регионах пока слишком специфична для Pilatus. Для пиратских полетов с «самопальных» площадок самолет все же великоват. Но поскольку у российской малой авиации есть только два пути — возрождение или полная стагнация, то в случае развития событий по первому варианту РС-12 неизбежно придется ко двору, потому что единственным отечественным конкурентом «швейцарскому ножу» может быть лишь М-101Т, уступающий по всем характеристикам и безумно раздутый в цене из-за штучного характера производства, а большинство зарубежных аналогов нежны и теплолюбивы.
Как бы там ни было с прогнозами на будущее, ни один из конкурентов РС-12 в России пока не замечен, а Pilatus-ов уже два. По русской традиции надо бы найти третьего!