Министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин отвечает на вопросы шеф-редактора ИД Jet-Media

Игорь Евгеньевич, в России последние несколько лет наблюдается бурный рост деловых авиаперевозок (по оценкам отечественных и иностранных экспертов — до 30% в год). Впервые отмечается как небывалая емкость российского рынка (а это уже около $1 млрд.), так и степень международной интеграции этого вида бизнеса. Как бы Вы с позиции Минтранса оценили роль бизнес-авиации в общей транспортной структуре России?

Доля деловой авиации в пассажирообороте пока не очень велика. Но этот бизнес развивается. По росту авиаперевозок Московский авиаузел занимает лидирующее положение в Европе. Хотя, конечно, абсолютные количественные показатели еще уступают западным аэропортам. Но если нам удастся перейти к уведомительной системе полетов, то такое отставание будет сокращаться с каждым годом.
Развитие деловой авиации, как и воздушного транспорта в целом, невозможно без развития инфраструктуры аэропортов. В России практически нет специализированных центров по обслуживанию бизнес-авиации. Но работа в этом направлении уже ведется. Например, в «Шереметьево», во «Внуково», где в третьем терминале созданы хорошие условия для деловой авиации. Благодаря этому «Внуково-3» в мае обслужил более 1000 рейсов деловой авиации, что практически сопоставимо с количеством рейсов по центральному расписанию. Недавно «Внуково» подписал протокол о намерениях по созданию в аэропорту совместного предприятия с Lufthansa Technik, в том числе в области линейного технического обслуживания. Так что клиенты будут стремиться к ним.

Авиация вообще и авиастроение в частности — это не только высокие технологии, но и колоссальные инвестиции. В каком состоянии находится сегодня отрасль, какой Вы видите перспективу ее развития?

Инвестиции в обновление аэродромной базы в 2006 г. превысят инвестиции 2004 г. почти в десять раз. В 2005 г. на строительство и реконструкцию взлетно-посадочных полос, создание систем светосигнального оборудования, а также других объектов наземной базы аэропортов использовано 5,1 млрд. рублей, что почти в три раза больше объемов 2004 года.
Сейчас мы работаем над предложениями по развитию авиакомпаний. Российский рынок авиаперевозок очень интересен, но, к сожалению, пока не развит. Важно, чтобы в результате акционирования, приватизации и продажи пакетов акций в России сформировались три-пять крупных авиакомпаний и целый ряд региональных.
Притом не надо забывать о необходимости развития маршрутной сети. На Дальнем Востоке мы думаем создать новую авиакомпанию, объединив госпакеты акций всех дальневосточных перевозчиков. Это нужно сделать в том числе и для поддержки социально значимых перевозок. Сейчас авиакомпании диктуют цены на такие рейсы, не всегда заботясь об их доступности для пассажиров.
За счет государственной поддержки региональная авиакомпания может получить современный авиапарк. Речь идет о самолетах вместимостью до 40 человек, которые могут выполнять рейсы с грунтовых аэродромов. Это замена Як-40, которые успешно работали на региональных линиях. Мы очень ждем такой самолет от нашей авиационной промышленности.

Читайте также:  Ожидания и желания

Игорь Евгеньевич, Вам, наверняка, часто приходится слышать жалобы разных участников транспортного рынка на избыточное налоговое и таможенное бремя при закупке транспортных средств, особенно иностранного производства. Суда приходится регистрировать в Либерии, вагоны —
в Прибалтике, грузовики — в калининградском оффшоре, самолеты — на Каймановых островах и так далее. Возникают сложности и с возвратом НДС, который начисляется на услугу международной перевозки. Как Вам видится решение этой проблемы, пусть даже в перспективе?

Мы поддерживаем предложение авиакомпаний об отмене НДС на те воздушные суда, которые пока не производятся в России. Авиакомпании сегодня вынуждены регистрировать свои самолеты за границей. По экспертным оценкам, около 200 бортов деловой авиации напрямую или афилированно находятся во владении российских предприятий. Именно они осуществляют основной объем перевозок в секторе отечественной бизнес-авиации. Отмена НДС даст возможность растаможить и зарегистрировать такие суда в России, что позволит им без ограничений летать внутри страны. Это международный опыт, которым хотят пользоваться эксплуатанты.

Читайте также:  Икс равен времени

Для взаимодействия с властью отраслевые бизнес-сообщества часто объединяется в общественные организации. Одна из них — Национальная ассоциация деловой авиации России (НАДА) — не так давно создана бизнес-авиаперевозчиками. Перспективно ли такое взаимодействие бизнеса и власти, будет ли от этого польза и как сделать, чтобы чиновники и коммерсанты слышали друг друга и говорили на одном языке?

Убежден, что формирование конструктивного диалога власти и бизнеса — настоятельное требование времени. Государство должно создавать адекватное правовое поле, формулировать прозрачные и понятные для предпринимателей правила игры, а бизнес, в свою очередь, — нести ответственность за эффективность своей работы в интересах развития экономики страны. А значит, в интересах всех наших граждан.
В Минтрансе работает Совет по совершенствованию функционирования гражданской авиации. Основной задачей Совета является экспертное участие в разработке и реализации государственной политики в этой области. Наряду с руководством министерства, чиновниками из Федерального агентства воздушного транспорта и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в работе Совета участвуют представители крупных компаний, аэропортов и, конечно же, общественных организаций. В составе Совета образованы семь рабочих групп, одна из которых занимается вопросами развития авиации общего назначения, в том числе деловой авиации. Такая форма взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций представляется весьма полезной, по крайней мере по многим острым проблемам нам уже удалось начать достаточно конструктивный диалог.

Читайте также:  Статус не терпит суеты

С 20 по 22 сентября в Москве пройдет первая в Восточной Европе международная выставка деловой авиацwии JET EXPO. В числе ее участников уже порядка пятидесяти российских и зарубежных компаний. Как бы Вы оценили ее значение, что пожелали бы участникам?

Думаю, сам факт проведения такой выставки в Москве достаточно символичен и говорит о большом потенциале и хороших перспективах российского рынка деловой авиации. Эта сфера у нас только начинает развиваться, а потому очень важно привлечь к ней интерес и внимание как предпринимательских кругов, так и государственных структур. Надеюсь, что многим российским участникам выставка позволит сделать уверенный шаг вперед.