FBO: эталонный вариант

Женевский терминал компании TAG Aviation наглядно показывает, каким должен быть современный бизнес-порт

Наверное, представлять компанию TAG Aviation нет особого смысла. Все люди, задействованные в сфере бизнес-авиации — российской или иностранной, не суть важно, — и так прекрасно ее знают. Но нас в данном случае интересует не нынешнее положение на рынке одного из крупнейших европейских операторов (эксплуатантов, брокеров, дилеров, менеджеров — тут любое определение будет более чем уместно), а созданный компанией в Женеве бизнес-терминал. По нашему скромному разумению, один из лучших в Европе.

«Теория, мой друг, суха…» 
Быть может, нам застит глаза участие в EBACE-2005. Да, мы были в Женеве. Мы воочию видели, что именно представляет собой терминал TAG Aviation. Наверное, базовый операционный центр международной компании в британском Фарнборо еще «круче». Но — мы были в Швейцарии. И не только. Так вот, в сравнении с множеством других европейских бизнес-портов (а в одном лишь женевском аэропорту их три штуки), TAG Aviation Geneva FBO выглядит как крейсерская яхта среди весельных яликов. Про российские терминалы мы и вовсе промолчим…
Хотя, наверное, слово «терминал» тут вряд ли уместно. Речь идет именно о FBO — Fixed Base Operator. Этот термин на русский язык переводится коряво и неуклюже (что-то вроде «авиационный оператор постоянного базирования») и не в последнюю очередь потому, что никаких аналогов FBO в российской практике пока не существует. Нет у нас FBO. Ни одного. По пути приближения к западным аналогам идет сейчас АБТ «Внуково-3» — дай Господь, когда-нибудь дойдет. Примеры операционных баз «Аэрофлота» в «Шереметьево» или «Сибири» в «Толмачево» тоже не подходят. По крайней мере, по уровню сервиса.
Ведь что такое FBO в европейском (и не только) понимании? Это центр, предоставляющий комплекс наземных услуг самолетам деловой авиации, их экипажам и пассажирам. Полный комплекс, что характерно. Поэтому для FBO в равной степени важно наличие удобных подъездных путей и ангаров для технического обслуживания или текущего ремонта самолетов, комфортабельные залы ожидания и договоренности с базовым аэропортом о приоритетном прохождении воздушных судов, квалифицированная сервисная группа и вышколенный персонал на рисепшн. Мелочей тут нет и быть не должно: деньги в секторе деловой авиации крутятся немалые, поэтому ни клиент, ни обслуживающий его внешний персонал (включая сюда не только экипажи воздушных судов, но и брокеров, и операторов рейсов), не должны чувствовать себя обделенными и обиженными. Ну и, разумеется, безопасность плюс конфиденциальность — две главные «фишки» отрасли последних нескольких лет…

Читайте также  «Репутация авиаброкеров должна быть безупречна»

«…но древо жизни вечно зеленеет» 
И вот тут как нельзя более уместен пример женевского FBO TAG Aviation. Уместен, потому что характерен. Только факты: терминал работает 24 часа в сутки семь дней в неделю. Под его борта отведен южный перрон женевского аэропорта (для справки: основная ВПП — 3900 м, ВПП с травяным покрытием — 700 м), частный аэровокзал расположен в секторе C3.
На этом самом вокзале стоит остановиться чуть подробнее. Опять-таки ввиду максимальной его обустроенности для нужд людей, занимающихся деловой авиацией (вне зависимости от их положения по отношению к барьеру «услуга-потребитель»). С одной стороны, в терминале TAG Aviation есть два комфортабельных холла для VIP-пассажиров (настенные часы Rolex — это, знаете ли, впечатляет, про тихую роскошь натуральной кожи и полированного красного дерева мы и вовсе промолчим) и конференц-зал. С другой — созданы все условия для полноценного отдыха прибывающих в Женеву экипажей (вплоть до бесплатного доступа в Интернет в отведенном для них зале). Что ничуть не менее важно, экипажи получают информацию буквально в режиме реального времени. А к уcлугам их клиентов, лишенных необходимости муторного стояния в очередях и всех прочих прелестей прохождения таможенно-иммиграционных формальностей в штатном режиме, — информационная система Bloomberg. Заказ либо бронирование всего и вся, от такси до отельных сьютов и от лимузинов до вертолетов — вещь сама собой разумеющаяся. Было бы желание — и деньги!
Ну, про «удобства» для людей, наверное, и вовсе нет смысла распространяться. А вот про «удобства» для самолетов — безусловно, стоит. Даже если не брать в рассмотрение сервисный центр (о нем чуть ниже), спектр услуг впечатляет. Самолеты моют (фюзеляжи — так и вовсе иногда полируют замшевыми тряпками, как корпуса миллионных яхт), салоны — чистят. Естественно, тщательнейшим образом и с применением самого совершенного пылесосно-поломоечного оборудования. Буксировщики, системы антиобледенительной обработки, ленточные транспортеры, пусковые агрегаты. Питание — электрическое, кислородно-азотное и топливное (A1-Avgas) для бизнес-джетов и «натуральное» (собственная служба катеринга, цех бортпитания) — для их пассажиров. Перечислять можно еще долго…

Читайте также  Gulfstream Aerospace: здоровый консерватизм

Обслуживание на высоте! 
Но мы лучше задержим наше внимание на поминавшемся чуть ранее сервисном центре. Он тоже впечатляет. Неудивительно, что TAG Aviation гордится безупречным техническим состоянием своих самолетов — с такими-то мощностями! И снова одни только голые факты. Женевский центр сертифицирован на приведение самолетов в соответствие с авиационными правилами JAR 145, FAR 145 и нормами, принятыми для ВС бермудской регистрации.
Не годится? Тогда следующий посыл: TAG Aviation Geneva выступает авторизованным сервисным центром (включая сюда не только ТО, но и капитальный ремонт) самолетов Dassault (Falcons девятисотых, пятидесятых и двадцатых серий), Bombardier (Challengers шестисотых серий и Global Express, Learjets 31, 35/36 и 45), Cessna (Citation 500/550, Excel 560XL). Плюс — наособицу — сертификат на проведение ремонта (текущего, планового и капитального) двигателей Honeywell. Любых. Вы сможете назвать хотя бы один российский аэропорт, даже за вычетом VIP-сервиса, с учетом одного лишь ТО, который мог бы похвастаться таким богатым «резюме»?!
А мы ведь еще не сказали ни слова про кадры TAG Aviation. Собственные высококвалифицированные пилоты, бортпроводники, наземный персонал… Те же «рабочие лошадки», ремонтники, непременно проходят подготовку в сертифицированных по высшему европейскому разряду учебных центрах и только после этого получают допуск к аэродромной работе в Женеве.
Одним словом, почувствуйте разницу. Дай Бог нам всем дожить до того момента, когда про какой-нибудь российский порт деловой авиации можно будет сказать: «Что ж… Не хуже, чем в Швейцарии!»

TAG Aviation — один из флагманов на международном рынке деловой авиации и крупнейший в Европе оператор чартерных рейсов. Европейское отделение холдинга TAG Aviation SA было основано в 1961 г. под именем Aero Leasing, нынешнее название компания приобрела в 1996 году. В распоряжении TAG Aviation более 150 воздушных судов по всему миру (Global Express, Falcon 900, Falcon 2000, Challenger 800, Challenger 604, Gulfstream 200, Learjets — и т.д.). Несколько самолетов компании базируются в Москве.
Впрочем, услуги, предоставляемые TAG Aviation, не ограничиваются одними только чартерными рейсами. В отношении самолето-владельцев ее служба управления воздушными судами готова взять на себя ответственность за все административные и нормативные аспекты, связанные с эксплуатацией самолета, а также вопросы, связанные с управлением персоналом. В случае покупки/продажи воздушного судна, TAG Aviation предоставляет услугу по оформлению сделки от начала до конца. Дальнейшие формальности — начиная с планирования полетов и платы за посадку и заканчивая перезаправкой и бортпитанием — также могут быть переданы в зону ответственности TAG Aviation. Ну и, разумеется, компания осуществляет техническое обслуживание «своих» бортов, начиная с проверок перед полетом и заканчивая капитальным ремонтом.
Дополнительную информацию можно получить в европейском отделении холдинга. Русскоязычные сотрудники отдела по продажам чартерных рейсов работают 24 часа в сутки семь дней в неделю.