FBO: эталонный вариант

Женевский терминал компании TAG Aviation наглядно показывает, каким должен быть современный бизнес-порт

Наверное, представлять компанию TAG Aviation нет особого смысла. Все люди, задействованные в сфере бизнес-авиации — российской или иностранной, не суть важно, — и так прекрасно ее знают. Но нас в данном случае интересует не нынешнее положение на рынке одного из крупнейших европейских операторов (эксплуатантов, брокеров, дилеров, менеджеров — тут любое определение будет более чем уместно), а созданный компанией в Женеве бизнес-терминал. По нашему скромному разумению, один из лучших в Европе.

«Теория, мой друг, суха…» 
Быть может, нам застит глаза участие в EBACE-2005. Да, мы были в Женеве. Мы воочию видели, что именно представляет собой терминал TAG Aviation. Наверное, базовый операционный центр международной компании в британском Фарнборо еще «круче». Но — мы были в Швейцарии. И не только. Так вот, в сравнении с множеством других европейских бизнес-портов (а в одном лишь женевском аэропорту их три штуки), TAG Aviation Geneva FBO выглядит как крейсерская яхта среди весельных яликов. Про российские терминалы мы и вовсе промолчим…
Хотя, наверное, слово «терминал» тут вряд ли уместно. Речь идет именно о FBO — Fixed Base Operator. Этот термин на русский язык переводится коряво и неуклюже (что-то вроде «авиационный оператор постоянного базирования») и не в последнюю очередь потому, что никаких аналогов FBO в российской практике пока не существует. Нет у нас FBO. Ни одного. По пути приближения к западным аналогам идет сейчас АБТ «Внуково-3» — дай Господь, когда-нибудь дойдет. Примеры операционных баз «Аэрофлота» в «Шереметьево» или «Сибири» в «Толмачево» тоже не подходят. По крайней мере, по уровню сервиса.
Ведь что такое FBO в европейском (и не только) понимании? Это центр, предоставляющий комплекс наземных услуг самолетам деловой авиации, их экипажам и пассажирам. Полный комплекс, что характерно. Поэтому для FBO в равной степени важно наличие удобных подъездных путей и ангаров для технического обслуживания или текущего ремонта самолетов, комфортабельные залы ожидания и договоренности с базовым аэропортом о приоритетном прохождении воздушных судов, квалифицированная сервисная группа и вышколенный персонал на рисепшн. Мелочей тут нет и быть не должно: деньги в секторе деловой авиации крутятся немалые, поэтому ни клиент, ни обслуживающий его внешний персонал (включая сюда не только экипажи воздушных судов, но и брокеров, и операторов рейсов), не должны чувствовать себя обделенными и обиженными. Ну и, разумеется, безопасность плюс конфиденциальность — две главные «фишки» отрасли последних нескольких лет…

Читайте также  «Опыт прошлого помогает нам строить будущее»

«…но древо жизни вечно зеленеет» 
И вот тут как нельзя более уместен пример женевского FBO TAG Aviation. Уместен, потому что характерен. Только факты: терминал работает 24 часа в сутки семь дней в неделю. Под его борта отведен южный перрон женевского аэропорта (для справки: основная ВПП — 3900 м, ВПП с травяным покрытием — 700 м), частный аэровокзал расположен в секторе C3.
На этом самом вокзале стоит остановиться чуть подробнее. Опять-таки ввиду максимальной его обустроенности для нужд людей, занимающихся деловой авиацией (вне зависимости от их положения по отношению к барьеру «услуга-потребитель»). С одной стороны, в терминале TAG Aviation есть два комфортабельных холла для VIP-пассажиров (настенные часы Rolex — это, знаете ли, впечатляет, про тихую роскошь натуральной кожи и полированного красного дерева мы и вовсе промолчим) и конференц-зал. С другой — созданы все условия для полноценного отдыха прибывающих в Женеву экипажей (вплоть до бесплатного доступа в Интернет в отведенном для них зале). Что ничуть не менее важно, экипажи получают информацию буквально в режиме реального времени. А к уcлугам их клиентов, лишенных необходимости муторного стояния в очередях и всех прочих прелестей прохождения таможенно-иммиграционных формальностей в штатном режиме, — информационная система Bloomberg. Заказ либо бронирование всего и вся, от такси до отельных сьютов и от лимузинов до вертолетов — вещь сама собой разумеющаяся. Было бы желание — и деньги!
Ну, про «удобства» для людей, наверное, и вовсе нет смысла распространяться. А вот про «удобства» для самолетов — безусловно, стоит. Даже если не брать в рассмотрение сервисный центр (о нем чуть ниже), спектр услуг впечатляет. Самолеты моют (фюзеляжи — так и вовсе иногда полируют замшевыми тряпками, как корпуса миллионных яхт), салоны — чистят. Естественно, тщательнейшим образом и с применением самого совершенного пылесосно-поломоечного оборудования. Буксировщики, системы антиобледенительной обработки, ленточные транспортеры, пусковые агрегаты. Питание — электрическое, кислородно-азотное и топливное (A1-Avgas) для бизнес-джетов и «натуральное» (собственная служба катеринга, цех бортпитания) — для их пассажиров. Перечислять можно еще долго…

Читайте также  Piaggio: от винтов до джетов

Обслуживание на высоте! 
Но мы лучше задержим наше внимание на поминавшемся чуть ранее сервисном центре. Он тоже впечатляет. Неудивительно, что TAG Aviation гордится безупречным техническим состоянием своих самолетов — с такими-то мощностями! И снова одни только голые факты. Женевский центр сертифицирован на приведение самолетов в соответствие с авиационными правилами JAR 145, FAR 145 и нормами, принятыми для ВС бермудской регистрации.
Не годится? Тогда следующий посыл: TAG Aviation Geneva выступает авторизованным сервисным центром (включая сюда не только ТО, но и капитальный ремонт) самолетов Dassault (Falcons девятисотых, пятидесятых и двадцатых серий), Bombardier (Challengers шестисотых серий и Global Express, Learjets 31, 35/36 и 45), Cessna (Citation 500/550, Excel 560XL). Плюс — наособицу — сертификат на проведение ремонта (текущего, планового и капитального) двигателей Honeywell. Любых. Вы сможете назвать хотя бы один российский аэропорт, даже за вычетом VIP-сервиса, с учетом одного лишь ТО, который мог бы похвастаться таким богатым «резюме»?!
А мы ведь еще не сказали ни слова про кадры TAG Aviation. Собственные высококвалифицированные пилоты, бортпроводники, наземный персонал… Те же «рабочие лошадки», ремонтники, непременно проходят подготовку в сертифицированных по высшему европейскому разряду учебных центрах и только после этого получают допуск к аэродромной работе в Женеве.
Одним словом, почувствуйте разницу. Дай Бог нам всем дожить до того момента, когда про какой-нибудь российский порт деловой авиации можно будет сказать: «Что ж… Не хуже, чем в Швейцарии!»

TAG Aviation — один из флагманов на международном рынке деловой авиации и крупнейший в Европе оператор чартерных рейсов. Европейское отделение холдинга TAG Aviation SA было основано в 1961 г. под именем Aero Leasing, нынешнее название компания приобрела в 1996 году. В распоряжении TAG Aviation более 150 воздушных судов по всему миру (Global Express, Falcon 900, Falcon 2000, Challenger 800, Challenger 604, Gulfstream 200, Learjets — и т.д.). Несколько самолетов компании базируются в Москве.
Впрочем, услуги, предоставляемые TAG Aviation, не ограничиваются одними только чартерными рейсами. В отношении самолето-владельцев ее служба управления воздушными судами готова взять на себя ответственность за все административные и нормативные аспекты, связанные с эксплуатацией самолета, а также вопросы, связанные с управлением персоналом. В случае покупки/продажи воздушного судна, TAG Aviation предоставляет услугу по оформлению сделки от начала до конца. Дальнейшие формальности — начиная с планирования полетов и платы за посадку и заканчивая перезаправкой и бортпитанием — также могут быть переданы в зону ответственности TAG Aviation. Ну и, разумеется, компания осуществляет техническое обслуживание «своих» бортов, начиная с проверок перед полетом и заканчивая капитальным ремонтом.
Дополнительную информацию можно получить в европейском отделении холдинга. Русскоязычные сотрудники отдела по продажам чартерных рейсов работают 24 часа в сутки семь дней в неделю.