Куй железо, пока горячо (бразильская поговорка) 

БЕЗВОЗВРАТНО ушли в прошлое те наивные романтические времена, когда при упоминании о Бразилии мы вспоминали бедную рабыню Изауру, да тетушку Чарли Уэйкэма, незабвенную донну Розу Д’Альвадорец. Нынешняя Бразилия — поистине страна чудес авиационных, чем она в полной мере обязана своему лучшему (после женщин) порождению — компании Embraer. Вложив много сил и уйму денег в процветание авиастроительной индустрии, бразильцы вправе гордиться достигнутым успехом: теперь никто не осмелится назвать их родину банановой республикой.
Но единожды достигнутый успех необходимо целеустремленно развивать, дабы он не остался в памяти потомков как триумф славный, но недолгий. И здесь уместно вспомнить легенду о «белом дне» — когда судьба дает шанс на успех в любом начинании. Судя по всему, компания Embraer сумела не упустить свою удачу и решила использовать обозначившийся рост сектора деловой авиации для стремительного прорыва в элитный клуб ведущих мировых производителей бизнес-джетов. А методы, которыми пользуются бразильцы, заставляют поверить в серьезность их намерений.

Legacy с нуля
Всем нам, не забывшим бурную эпоху «первоначального накопления», хорошо известно, чем отличается начинающий бизнесмен от преуспевающего. Правильно, уровнем амбиций и быстротой реакции на открывающиеся перспективы. Примерно так, хотя и намного сложнее, чем в случае с торговлей сигаретами, обстоят дела в стане производителей самолетов делового класса. Головокружительный взлет сектора деловой авиации был спрогнозирован, но некоторых все равно «завалило урожаем», и они вместо новых моделей бизнес-джетов предлагают потенциальным покупателям радикально обновленные старые. Впрочем, старый конь борозды не портит. Embraer тоже не собирается расставаться с Legacy, который теперь называется Legacy 600. Да это было бы и нерачительно, поскольку самолет, созданный пять лет назад, переживает период активной молодости: он полон сил и энергии, что и доказал, в очередной раз нарастив мускулы.
За прошедшие полтора года Legacy 600 получил два очень важных сертификата. Первый из них дает право совершать полеты на высоте 15 тыс. м, что весьма солидно против прежних 12 тыс. и приближает Legacy 600 к уровню признанных «королей высоты» — самолетов Gulfstream. Второй же сертификат, разрешающий Legacy 600 выполнять рейсы в аэропорт «Лондон-Сити», и вовсе показателен. Legacy и раньше отличался хорошим для своей массы и дальности полета сочетанием взлетно-посадочных характеристик, а теперь «600-й» стал самым большим самолетом, способным по крутой глиссаде «нырнуть» из-за возвышающихся повсюду небоскребов на короткую взлетно-посадочную полосу самого неудобного аэропорта Европы. «Лондон-Сити» — своеобразный эталон сложности, и взяв эту планку, Legacy 600 доказал, что пороху в пороховницах еще много.
Каждый год в конструкцию самолета вносится порядка 30 изменений, и уследить за всеми практически невозможно. Важно отметить, что нынешний Legacy 600 — это совсем не тот Legacy, с которым мы познакомились в 2001-м, он все дальше уходит от своего регионального предка EMB-135. Legacy 600 уже не дорабатывают на конвейере до стандартов бизнес-джета, а строят «с нуля», потому что сумма конструктивных изменений превысила порог простой доработки.
Нынешний год в значительной степени этапный для Legacy 600: он последний, когда самолеты данного типа трудно будет найти на вторичном рынке. Машины первых серий со следующего года подойдут к пятилетнему возрастному рубежу, их владельцы, столкнувшись с необходимостью выполнять дорогостоящие сложные формы технического обслуживания, начнут продавать свои Legacy 600 и заменять их новыми. А пока и «свежий» самолет приобрести нелегко: одна или две позиции, вроде бы, остались, но только в счет военного заказа, который бронируют впрок, а потом корректируют в сторону уменьшения. Но, между прочим, у остальных компаний производство и подавно расписано на два-три года вперед, так что там ловить нечего.
Мы не зря сказали, что Legacy 600 все дальше уходит от регионального EMB­135, на базе которого он был в свое время создан. С этого года родство остается лишь в биографии, потому что во втором квартале EMB-135 и EMB-145 снимают с производства.
Еще в прошлом году аналитики Embraer дали пессимистический прогноз в отношении ситуации на рынке региональных самолетов. Основными потребителями таких машин остаются страны вроде Китая, испытывающие необходимость заменять устаревшие парки местных авиакомпаний на новую технику. Основные же потребители, судя по всему, уже «наелись». Кстати, попытку помочь китайским товарищам в деле модернизации их воздушного флота Embraer в 2005 г. предпринял, но неудачно: начавшаяся было «отверточная» сборка EMB-135/145 выявила удручающе низкую культуру производства, исправить которую не смогли даже инъекции современных технологий в ударных дозах. Памятью о неудаче очередного «Великого скачка» остались шесть самолетов — то, что успели собственноручно собрать прикомандированные бразильские рабочие.
Таким образом, производственную линию, задействованную прежде под региональное семейство «135/145», поделят между семейством EMB-170/190 и Legacy 600, который станет флагманом бразильского «джетпрома». В текущем году намечено построить 30 Legacy, а план на 2007 год уже вдвое больше, потому что к тому времени производственная линия целиком будет перенацелена на выпуск Legacy 600. Но это только цветочки.

Читайте также:  FBO: эталонный вариант

Таинства вербовки
Вообще-то говоря, компании Embraer повезло с местом прописки: квалифицированная рабочая сила стоит там относительно недорого, запасы местного сырья обеспечивают немалую часть потребностей производства, теплый климат способствует снижению накладных расходов, а либеральное налоговое законодательство Бразилии греет лучше солнца. И как только ситуация на рынке авиатехники открыла возможности для спринтерского рывка, Embraer пошел на рекорд и заявил, что с нынешнего года меняет приоритеты. До того основной упор делался на производство магистральных авиалайнеров, теперь же фаворитом стало подразделение Executive Jets. Поставлена цель в течение ближайших 5–10 лет войти в пятерку ведущих мировых производителей самолетов корпоративного и административно-делового назначения.
Превращение Embraer в «фабрику джетов» требует не только отказа от некоторых прежних программ, но и существенной активизации в новом амплуа. И здесь положение спасла некоторая нерасторопность конкурентов. Нет, речь идет, конечно же, не о стратегических ошибках лидеров, а всего лишь о том, что в нынешней ситуации большинству из них и так неплохо живется. Например, Cessna Aircraft, обещавшая еще в прошлом году анонсировать на конференции NBAA новый самолет с фюзеляжем увеличенного диаметра, решила, очевидно, не торопиться с новациями, пока спрос на серийно выпускаемые модели превышает предложение. Остальные «гранды» тоже снимают сливки. И лишь «молодые да ранние», пользуясь моментом, рвутся в светлое будущее. Embraer лидирует.
Поскольку соперничество в столь непростом виде спорта, как продажа авиатехники, предполагает кроме деликатных приемов еще и силовые, Embraer решился на поступок, который советская пресса живописала бы в рубриках «Их нравы», «В мире наживы и чистогана» и им подобных. На самом деле все очень просто. Раньше продажей самолетов Embraer занимались пять человек по всему миру. Понимая, что с такими силами рынок бизнес-джетов не завоевать, компания набрала внушительный штат директоров по продажам, поделив весь мир на США и остальные страны. В США работают теперь 14 представителей компании, в Европе — семь. С 1 января, как мы уже писали, работает представительство по России, СНГ и странам Балтии. В общем, пространственный размах начинаний Embraer виден невооруженным глазом.
Но деликатность ситуации заключается не в количестве привлеченного персонала, а в его качестве. Embraer переманил под свои знамена опытных специалистов, прежде работавших в Gulfstream и Cessna, располагающих клиентскими базами и наработанными связями. Особенно много народа ушло в Embraer из Gulfstream, именно они составили передовой отряд, действующий на территории США. Кстати, уровень Gulfstream и есть та планка, которой должен достичь Embraer, чтобы войти в элитный клуб.

Читайте также:  Три взгляда на один рынок

От Embraer к New Embraer
Но что же будет продавать по всей планете такая сильная команда sales-directors, не один же Legacy 600? Действительно, не только его, хотя и на «600-й», как говорится, планов громадье. Чего стоит одно лишь решение выпустить в свет два самолета-демонстратора, один из которых будет летать по США, а второй по Европе и сопредельным территориям, включая СНГ. Задача, возложенная на демонстраторы, представляется руководству Embraer столь важной, что машины даже получат новую эффектную окраску, до сих пор не свойственную джетам из Бразилии. Первый визит европейского демонстратора в Россию запланирован на конец апреля.
Мероприятия этого года не ограничатся полетами тех самых демонстраторов. Как вам понравится участие в элитной океанской парусной регате крейсерской яхты Legacy 600? Или, например, присутствие Embraer на Каннском кинофестивале и аренда VIP-ложи на кубке «Формулы-1»? Такая PR-компания рассчитана не на один лишь Legacy 600, потому что этот самолет рассматривается теперь как первый шаг на большом пути, недорогой и вполне оправдавший себя паллиатив.
В ближайшее время линейка бизнес-джетов Embraer пополнится новыми самолетами и обретет вполне гармоничный вид. Первыми такими джетами, разработанными Embraer с чистого листа, станут легкий шестиместный Phenom 300 и особо легкий четырехместный Phenom 100. Эти проекты уже анонсированы, а более подробно о них вы можете прочитать в следующем материале данного номера Jet. Позже планируется создание самолета, промежуточного между Legacy 600 и Phenom 300. А в самое ближайшее время, скорее всего на выставке EBACE 2006, компания объявит о намерении разработать еще один самолет, о котором мы пока ничего конкретного не скажем (обещали до поры не разглашать). Ждите новостей.
Разумеется, основные усилия Embraer посвятит освоению просторов североамериканского рынка, это видно уже по многочисленности представителей компании в США, на долю каждого из которых досталось по несколько штатов. Пока до половины продаж Legacy 600 приходилось на Европу, но такое положение вещей не устраивает руководство компании, справедливо расценивающее рынок США как самый емкий и потому наиболее приоритетный.
Но, если говорить о быстро развивающихся рынках, то и здесь Embraer не желает быть в аутсайдерах, активно продвигая свою технику в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, а также у нас в России. В частности, проекты Phenom 100 и Phenom 300 разрабатываются с учетом использования самолетов в качестве аэротакси именно на Ближнем Востоке, там эта услуга в ближайшие годы обретет ажиотажный спрос. Российский потребитель пока больше ориентирован на Legacy 600, каковых сюда продано уже 10 штук (включая те, что должны быть поставлены в текущем году). Но и Phenom 100 также вызвал живейший интерес, хоть и не такой, как в Европе.
В заключение позволим себе заглянуть в будущее, потому что уже сейчас о путях дальнейшего развития Embraer кое-что стало известно. Во-первых, в 2007 г. предполагается уход с поста генерального директора компании Мау­рицио Ботельо (Mauricio Botelho), с чьим именем связывают «второе рождение» Embraer, превратившегося из убыточного госпредприятия в звезду нью-йоркской фондовой биржи. Преемником Ботельо, по всей видимости, станет нынешний вице-президент Embraer Фредерико Курадо (Frederico Curado). Вторым шагом по плану реорганизации компании станет слияние Embraer с предприятием Rio Han, в результате чего Embraer перестанет существовать в своем нынешнем виде — новая компания будет называться New Embraer. Вот когда мы увидим небо в алмазах!

Читайте также:  Третий — не лишний