Отрасль частной авиации – особенно уязвимая область в плане нарушений FCPA, которые могут приводить к штрафным санкциям размером до миллионов долларов и даже к тюремному сроку для некоторых лиц. Это происходит в результате стечения факторов, заложенных в самой природе глобальной отрасли, построенной вокруг экосистемы «авиационной роскоши», которая поощряет гиперагрессивный маркетинг и продвижение.

Ведение бизнеса в этом сегменте в целом требует всестороннего взаимодействия с правительственными структурами или, чаще всего, с лицами, которые могут рассматриваться как «иностранные чиновники» согласно расширенному толкованию правительства США подобных терминов, для целей FCPA. Таким образом, нет недостатка в возможных рисках для бизнеса, имеющих отношение к FCPA, особенно там, где глубоко укорененные культурные традиции дарения подарков и развлечений воспринимаются как приемлемые, если не обязательные средства ведения бизнеса.

FCPA и частная авиация: история любви

В этом году FCPA исполняется 40 лет, и немногие знают, что одно из самых первых правоприменительных действий FCPA касалось частных самолетов – в частности, продажи самолета Gulfstream II посредством коррупционных платежей независимым агентом ведущего производителя самолетов. Частная авиация – это отрасль, которую контрольно-надзорные и правоохранительные органы США время от времени помещают под свое «легендарное увеличительное стекло», прекрасно зная, что именно они, скорее всего, там найдут. Действительно, даже за последние несколько лет, Министерство юстиции США (DOJ) и Государственная комиссия США по ценным бумагам и фондовому рынку (SEC) провели, по меньшей мере, восемь расследований, имеющих отношение к FCPA по всему миру, в результате которых было запущено семь судебных процессов различной степени тяжести. И последствия внушают ужас: примерно против четверых топ-менеджеров и коммерческих директоров из разных компаний авиационной отрасли выдвинуты обвинения, и более 654 миллионов долларов в виде штрафов и санкций выплачено правительству США в результате гражданских межгосударственных расчетов, досудебного соглашения сотрудничества со следствием и других уголовных постановлений. Таким образом, чтобы процветать (и выживать) во все более турбулентной международной отрасли авиации, компаниям и руководителям одинаково важно понимать, как предотвратить нарушения FCPA и справляться с рисками, имеющими отношение к нему.  

Что такое FCPA?

FCPA (Закон о коррупции за рубежом) – это законодательный акт США, который в целом криминализует взяточничество иностранных чиновников в любой точке мира компаниями, установленными его положениями. На сегодняшний день уголовные преследования и правоприменительные действия в рамках FCPA возбуждены против акционерных обществ закрытого типа США, компаний США, ведущих бизнес за границей и, что крайне важно, зарубежных компаний, подпадающих под юрисдикцию FCPA. Действительно, зарубежные компании могут также быть установлены положениями FCPA, и правоохранительные органы, работающие в области уголовного права США, четко обозначили свое намерение широко раскинуть сеть введения принудительного применения FCPA по всему миру.

Как отмечалось ранее, FCPA является основой сотен правоприменительных действий, миллиардов долларов уголовных и административных штрафов, и множества тюремных сроков – хотя судебных разбирательств было немного.

Как правило, FCPA разделяют на две части, широко известных как Антикоррупционные положения и Положения об отчетности. Антикоррупционные положения в целом запрещают платежи или предложения платежей «любой ценности» иностранным государственным чиновникам, как прямо, так и косвенно, с целью осуществления незаконного влияния на чиновника в том или ином служебном действии с целью заручиться гарантией преимущества в попытке получения или удержания бизнеса.   

DOJ и SEC трактуют FCPA достаточно широко. К примеру, считается, что понятие «любой ценности» включает такие позиции как покрытие расходов на поездки, займы и подарки, даримые на деловых встречах. Подобным же образом понятие «иностранный чиновник» трактуется помимо прочего, как член законодательного органа, королевской семьи или сотрудник государственных предприятий, таких как аэронавигационные органы.

Длинная рука закона (США)

Так как авиационный бизнес является высококонкурентным и международным, нормативно-правовые и регулирующие органы США исторически считают его главной целевой индустрией уголовных и административных расследований FCPA, уголовных преследований и правоприменительных действий. Действительно, из-за сопутствующих взаимоотношений отрасли с правительствами по всему миру, в целом обнаружено, что коррупционные риски изобилуют в связи с продажей, арендой, техническим обслуживанием и ремонтом или поставкой самолетов, а также управлением и обслуживанием аэропортов и предоставлением других услуг и продуктов, связанных с авиацией. Более того, риск потенциального антикоррупционного расследования правительством США деятельности компаний участников авиационной индустрии в дальнейшем повысится в связи с недавними заявлениями SEC и DOJ, которые подчеркнули ту ключевую роль, которую международное сотрудничество продолжит играть в обеспечении соблюдения антикоррупционного законодательства. На самом деле, долгие годы власти США устанавливают взаимоотношения с их иностранными коллегами, которые на регулярной основе координируют проведение расследований на предмет соблюдения положений FCPA международными контрольно-правовыми и правоохранительными органами. Таким образом, компании и частные лица, осуществляющие деятельность в авиационной отрасли должны знать, как распознавать потенциальные угрозы несоблюдения FCPA и соответственно, нивелировать все возникающие в связи с этим риски.

Распознавание и нивелирование рисков несоблюдения FCPA

Существование и эффективность программы соответствия бизнеса и степень усилий компании, направленных на увеличение ее соответствия находятся среди факторов, которые прокуроры США и SEC учитывают при расследовании, обвинении и преследовании нарушений FCPA. Кроме того, отдельные лица, занимающие руководящие позиции, такие как специалисты по этике и соблюдению норм, могут сами стать целью правоприменительных действий FCPA из-за ошибок в учреждении, мониторинге и ненадлежащей реализации эффективных программ соответствия. Таким образом, цель инвестиции компании в корпоративное соответствие в виде времени и ресурсов состоит не только в необходимости избежать потенциального позора и штрафных санкций. Она также служит в качестве страховой политики для защиты организации и ее сотрудников от потенциальных обвинений в преступных намерениях или дремучем невежестве.  

К примеру, помимо всего прочего, компании, работающие в авиации должны иметь в распоряжении исчерпывающие международные программы соответствия FCPA, учреждать учебные и мониторинговые программы для обеспечения соответствия и выявления потенциальных рисков несоответствия FCPA, и гарантии того, что соглашения с независимыми агентами, поставщиками услуг и партнерами совместного предприятия находятся в соответствии с антикоррупционным законодательством.

Таким образом, так как правореализация FCPA остается главным приоритетом DOJ и SEC, бизнес и руководители компаний, осуществляющие деятельность в авиации, могут стремиться приспосабливать (или создавать) свои политики соответствий и процедуры таким образом, что в случае потенциального расследования правительством США, контрольно-нормативные и регулирующие органы могут легко выявить, насколько компания и ее сотрудники соответствуют корпоративным стандартам FCPA. Более того, помогая предотвратить потенциальные уголовные и административные расследования, преследования, правоприменительные действия, обвинения, штрафы и санкции, целевые политики и процедуры FCPA, а также эффективные методы внутреннего контроля также помогут компаниям защититься от потерь акционеров и гражданских исков, которые обычно следуют за государственными уголовными или нормативно-правовыми расследованиями нарушений FCPA.

Реальные и значимые риски

Риски несоответствия FCPA для участников рынка отрасли частной авиации реальны и имеют большое значение. Более того, так как DOJ и SEC открывают дополнительные органы расследования FCPA по всему миру, и, судя по последним правоприменительным действиям правительства США в сфере авиации, игнорировать закон или бездействовать больше не представляется возможным.

И немного о спикерах:

Пол П. Джебели – высокопоставленный юрист, работающий в Азии в сфере частной авиации и входящий в четверку лучших в мире по данным Chambers Global. Завершил сделок на сумму более 10 миллиардов долларов в интересах кредиторов, ультрахайнетов и операторов воздушных судов, а также вел многие внутрикорпоративные споры и вопросы правоприменения. Имеет квалификацию, достаточную, чтобы заниматься адвокатской практикой в США, Великобритании и Канаде, занимает руководящую должность в гонконгском офисе компании Pillsbury’s и является сопредседателем компании в сфере ее мировых финансовых активов.

Уиллиам М. Салливан, Мл. – бывший федеральный прокурор США, партнер и сопредседатель компаний Pillsbury’s Government Investigations и White Collar Defense group.

Фабио Леонарди, старший юрист компаний Pillsbury’s Government Investigations и White Collar Defense group, ранее работал с Отделением правореализации SEC. Работает в Вашингтоне.