Приблизительно так можно перевести на русский неофициальный рабочий девиз Отделения корпоративных и частных самолетов концерна Airbus, говорит вице-президент концерна Ришар Гаона

Журнал Jet внимательно следит за основными событиями на рынке бизнес-авиации как делового, так и чисто технического характера. Поскольку Airbus является одним из ключевых игроков этого рынка, не могли бы вы рассказать о моделях Airbus представительского класса, а также о ваших планах на ближайшее будущее?

Заказчики, заинтересованные в корпоративных версиях лайнеров Airbus, появились достаточно давно. Мы поняли, что можем сделать значительный шаг вперед, предложив «больший самолет за те же деньги», чем Gulfstream V и Global Express, и в 1997 г. приступили к реализации программы производства семейства лайнеров ACJ. Так была значительно расширена рыночная ниша: теперь у высокопоставленных чиновников, руководителей корпораций и просто преуспевающих бизнесменов появился новый инструмент ведения бизнеса, позволяющий сэкономить время и деньги и добиться лучших результатов.
Даже если сравнить ACJ с большими джетами, его салон будет вдвое шире и в три раза просторней, — в результате повышается комфорт плюс — на борт можно взять больше пассажиров. Не забудьте про современный дизайн и новые возможности, как, например, взлет и посадка в условиях плохой видимости, и про то, что это лучшее вложение капитала.
В семейство ACJ, которое со временем расширилось, сейчас входят наиболее доступный для заказчиков A318 Elite, родоначальник семейства А319 ACJ и более вместительный A320 Prestige. По специальному заказу Airbus готов поставить корпоративные версии широкофюзеляжных A330 и A340, а также «летающий дворец» — аэробус A380 в VIP-конфигурации.

Каковы достижения Airbus в этой сфере за 2005 год?

2005 г. стал для нас рекордным по продажам лайнеров семейства ACJ: мы подписали 15 контрактов, восемь из которых — на новый A318 Elite, и семь предконтрактных соглашений. Концерн получил первый заказ на VIP-версию A340-600, самого большого из эксплуатируемых сейчас лайнеров Airbus, и впервые заключил контракты с клиентами в Индии и Китае.
На сегодняшний день общее число продаж самолетов семейства ACJ во всем мире превысило 60 единиц, что подтверждает интерес покупателя из верхней ниши рынка бизнес-авиации к продукции Airbus. Лидерство Airbus в секторе деловой авиации отражает общую ситуацию на рынке пассажирских лайнеров, где наша компания вот уже пять лет подряд опережает Boeing по продажам (в 2005 г. мы получили заказы на 1111 самолетов).
В 2005 г. общее число заказов на самолеты семейства A320, на основе которых и было создано семейство ACJ, перешагнуло отметку в четыре тысячи, при этом заказчиков и эксплуатантов таких лайнеров по всему миру стало более 200 — еще один внутренний рекорд Airbus.
Получается, что, куда бы ни полетел владелец ACJ, наверняка в этом регионе будет авиакомпания, в чьем авиапарке найдутся аналогичные самолеты Airbus. В 2005 г. Airbus также поставил клиентам девять лайнеров из семейства ACJ — семь собственно ACJ и два A320. Это тоже наш внутренний рекорд. А если посчитать все поставленные заказчикам лайнеры Airbus в 2005 г., получится 378, то есть даже больше, чем по одному самолету в день.

Однако же Boeing продает больше своих корпоративных бизнес-джетов BBJ. Чем это можно объяснить?

Прежде всего, сложностями продвижения нашей продукции на американский рынок, для которого мы решили сертифицировать ACJ в США в соответствии со всеми возможными статьями (от 91 до 121) Федеральных авиационных правил США.
В 2005 г. мы впервые получили заказ на ACJ от клиента из США, и здесь у нас уже есть эксплуатант такого самолета. Таким образом, имеется основа для расширения нашего присутствия.
Да и появился BBJ на мировом рынке раньше, чем корпоративный Airbus.

Концерн Airbus вот уже десять лет успешно работает с авиакомпаниями в России и других странах СНГ. Но есть ли у вашей компании какие-то перспективы на рынке деловой авиации?

Действительно, около десяти авиакомпаний из стран СНГ эксплуатируют самолеты Airbus, и мы здесь активно работаем с поставщиками. В авиапарке «Аэрофлота», к примеру, около 20 лайнеров семейства A320, а из других операторов можно назвать Арамавиа, Армянские международные авиалинии, Азербайджанские авиалинии, Украинско-Средиземноморские авиалинии, Air Moldova и Донбассаэро.
Что касается производственного партнерства, мы тесно сотрудничаем с российскими предприятиями: за десять лет наш оборот составит порядка $800 миллионов. Это, прежде всего, Научно-производственная корпорация «Иркут» и Воронежское авиастроительное объединение, — они производят компоненты для самолетов Airbus. В Москве мы открыли инженерный центр, где работают около 150 российских инженеров. Также мы сотрудничаем с рядом научно-исследовательских учреждений.
Что касается рынка деловой авиации, мы получили два заказа на лайнеры семейства ACJ от клиентов в СНГ: первый заказ поступил от правительства Республики Азербайджан, а второй — от VIP-клиента, имя которого я назвать не могу. Вообще, корпоративные самолеты Airbus обслуживают рейсы европейских операторов — как международные (в/из России), так и внутренние (по России). Мы считаем, что СНГ — перспективный рынок для корпоративных самолетов. Думаю, современный дизайн и больший потенциал лайнеров Airbus помогут расширить наше присутствие на этом рынке.

Какие именно модели Airbus могли бы заинтересовать клиентов из России и других стран СНГ?

Самые перспективные модели — это относительно недорогой A318 Elite и его старший брат ACJ.
A318 Elite берет на борт до 19 пассажиров, которые могут разместиться в салоне в отдельных секциях, — на джетах из той же ценовой категории это невозможно. То есть на борту нашего самолета можно организовать полноценное совещание с участием нескольких человек, а можно отдохнуть в одиночестве в отдельной, просторной и уютной комнате. Проще говоря, A318 Elite — это самый большой салон за такие деньги, или, если буквально перевести наш слоган, «простор, преодолевающий расстояние».
A318 Elite долетит без посадки от Москвы до Дубая, Лондона или Ниццы, поэтому он идеально подходит клиентам из стран СНГ.
Разумеется, если вам необходим корпоративный джет с еще более просторным салоном, у нас есть ACJ и A320 Prestige. А если клиенту и там тесно, мы предлагаем корпоративные версии A330 и A340, — подобные лайнеры уже обслуживают правительства ряда стран.
Но кто именно станет вашим основным клиентом?
Клиенты корпоративной авиации крайне осторожны, и мы, со своей стороны, идем навстречу их пожеланиям.
Хотелось бы обратить особое внимание на то, что семейство ACJ — это не только самый большой салон в своей ценовой категории. Главное — есть возможность взять на борт больше пассажиров, которые с удобством разместятся в разных секциях салона, не мешая друг другу. Представьте: руководитель компании и другие топ-менеджеры обсуждают некие конфиденциальные вопросы в одной части самолета, а сопровождающие их служащие находятся в другой. То есть принцип деления салона на секции позволяет путешествовать всей командой без ущерба для конфиденциальности и комфорта.
Правительства и частные лица тоже могут в полной мере воспользоваться этим преимуществом. Да, в прошлом году нашими клиентами в основном были крупные корпорации, но на Airbus летают и правительственные чиновники многих государств.
И, подводя итог, скажу, что самолеты семейства ACJ ориентированы прежде всего на правительства, корпорации и частных владельцев. По желанию заказчика мы можем предоставить VIP-версии лайнеров A330, A340 и A380.

Что вы можете сказать о спросе на корпоративные лайнеры на рынке СНГ в ближайшем и отдаленном будущем?

Трудно прогнозировать показатели спроса для какого-то отдельного региона, особенно если идет речь обо всем рынке корпоративных лайнеров высшей категории, где среднегодовой уровень продаж составляет порядка 10 единиц.
Но я с полной уверенностью могу сказать, что корпоративный джет — это отличный способ сэкономить время для игроков большого бизнеса и политических лидеров. Ведь наверняка вам приходилось простаивать в очередях на регистрацию и паспортный контроль или становиться заложником неудобного расписания рейсов той или иной авиалинии. Поэтому Airbus с оптимизмом смотрит в будущее и уверен в том, что корпоративные джеты будут стабильно востребованы на рынке СНГ. Наша компания рассчитывает как минимум на 50% данного рынка, тем более что мы предлагаем самый современный и просторный лайнер с лучшим соотношением цены и возможностей среди других самолетов в этом классе.
И еще одна важная деталь. Поскольку лайнеры ACJ вышли из семейства Airbus A320, которые широко используются авиакомпаниями, владелец ACJ получает в свое распоряжение развитую сеть сервисных центров Airbus по всему миру. То есть, покупая ACJ, клиент приобретает не только превосходный самолет, но и полный набор средств для поддержания его в исправном состоянии.

Что вы можете сказать о ситуации на российском рынке деловой авиации в целом?

Россия — огромная страна, где работает много крупных компаний, однако возможности регулярных перевозчиков подчас бывают ограничены. А корпоративный джет легко обходит все эти ограничения: экономя время, компания заработает больше денег, на которые сможет содержать собственный самолет.
Часто от оперативности, от того, например, будете ли вы говорить с человеком лицом к лицу именно сегодня, зависит, подпишет ли ваша компания контракт. С другой стороны, возможность организовать рабочее совещание прямо на борту самолета может оказаться решающим фактором для достижения успеха. А если вашей компании принадлежит несколько удаленных друг от друга объектов, с помощью корпоративного джета вы сможете посещать их регулярно, не нарушая своего рабочего графика.
Безусловно, важность комфорта во время перелета еще никто не отменял. И в этом смысле салоны лайнеров Airbus, пронизанные подлинно французским обаянием, соответствуют самым высоким стандартам комфорта и располагают к созданию на борту по-настоящему роскошных интерьеров. В свете всего вышесказанного, я полагаю, корпоративные джеты будут востребованы на растущем рынке СНГ.

И последний вопрос: чего бы вам хотелось пожелать нашим читателям?

Хотелось бы пожелать им здоровья, счастья и процветания. Я надеюсь, они в полной мере смогут воспользоваться всеми преимуществами воздушного транспорта, как для достижения успеха в бизнесе, так и для отдыха.

Нам повезло: мы живем в то время, когда воздушный транспорт быстро превращается из роскоши в средство передвижения, а мир вокруг нас такой разный и манящий. Я желаю вашим читателям получать удовольствие от полетов, и мне бы было очень приятно, если бы это удовольствие было связано, в том числе, и с пребыванием на борту самолета Airbus.

Журнал Jet искренне благодарит представительство Airbus в России за помощь в организации эксклюзивного интервью и фотосессии с г-ном Ришаром Гаона (Richard Gaona), вице-президентом концерна Airbus по корпоративным и частным самолетам.